Для предметного поиска в Интернет сайтов и гипертекстов по заданной
теме используются поисковые системы.
Для поиска информации в окне этих систем указываются ключевые слова. Пример
запросов с ключевыми словами:
"электронный учебник информатики"
"музыка mp3"
Результатом поиска будет перечень ссылок на гипертексты с краткими аннотациями,
в которых находятся сведения:
а) об электронных учебниках по информатике,
б) о музыкальных сайтах.
В частности, информация об электронной версии учебника информатики в сети
Интернет и обо всех электронных учебниках, имеющихся в российском секторе
Интернет.
Среди отечественных систем так же очень популярны Рамблер, Апорт и Яндекс:
Особенность отечественых поисковых систем - они ищут информацию с русскоязычными
текстами по запросам на русском языке. В зарубежных поисковых системах информация
и запросы, как правило, вырожаются на английском языке.
Среди международных информационно - поисковых систем наиболее известны поисковые
системы AltaVista, Infoseek, Yahoo. Эти системы позволяют выражать запросы
и искать информацию не только на английском, но и на русском, а также испанском,
французком, немецком и других языках мира:
Поиск информации в сети Интернет всеми этими системами производится по запросам.
Однако некоторые из поисковых систем дополнительно позволяют искать информацию
по тематическим каталогам, как это делается в обычных библиотеках.
Запросы на поиск информации в Интернет могут состоять из одного или нескольких
слов на русском или английском языке.
Примеры запросов:
запрос: Интернет
запрос: учебник информатики
запрос: computer science
Ответы на запросы - ссылки на сайты и гипертексты, в которых имеются указанные
ключевые слова, а также аннотации, которые синтезируют (попросту - "выдумывают")
поисковые системы. Эти ответы могут содержать от двух - трех до нескольких тысяч
ссылок. Каждая из таких ссылок указывает на гипертекст, в котором имеются заданные
ключевые слова.
Система Апорт и Яндекс вначале указывают гиперексты, в которых ключевые слова
найдены в названии, затем в списке ключевых слов самого гипертекста, а затем
в самом гипертексте - вначале внутри абзацев, а уже затем во все тексте в целом.
Некоторые слова и словосочетания могут вовсе отсуцтвовать в гипертекстах, хранящихся
в Интернет. Например фраза "глокая куздра" состоит из слов, похожих на слова
русского языка, но они не имеют реального смысла и неиспользуются в русском
языке.